ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

   Несколько месяцев назад исполком Кировоградского горсовета принял решение о переименовании переулка Жданова в переулок Тютюшкина. Пока историки, краеведы и просто любители поспорить обсуждают правомерность именного принципа переименования наших улиц, давайте обратимся к жизни этого человека - кто он, откуда и за что ему такая почесть?
   Семен Фокич Тютюшкин родился в 1901 году в Елисаветграде. Только успел закончить начальную школу, как грянула империалистическая война. Отца забрали на фронт, пришлось идти работать. Потом - граж-анская, вернулся из Красной Армии в 24-ом. Работал и учился "без отрыва" от родного паровозного депо. Одному из первых на станции Кирово-Украинское ему доверили водить большегрузные поезда.
   До оккупации города фашистами любой из маршрутов, по которому С. Тютюшкин водил эшелоны с войсками, был стратегически важным, а значит - небезопасным. При эвакуации из Кировограда всех локомотивов Семен Фокич возглавил бригаду, которая вела поезд с военными, руководством станции и депо. Недалеко от Хировки их остановил обходчик: оказалось, фашисты уже там. Отступать некуда. Пустили перед паровозом дрезину со взрывчаткой. Получилось как по нотам: взрыв прогремел в самой гуще врагов, а через несколько секунд по другому пути состав понесся к Знаменке и дальше.
   В Харькове Тютюшкин получил военное назначение в паровозное депо г. Тихвин Северной железной дороги. Больше года наш земляк перевозил к передовой войска, технику, боеприпасы, а в тыл - раненых. Весной 42-го в составе колонны №12 особого резерва Наркомата путей направили его под Сталинград.
   Осенью 43-го за исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства С.Ф.Тютюшкину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Серп и Молот".
   Инженер-лейтенантом тяги, с четырьмя правительственными наградами вернулся почетный железнодорожник О.Ф.Тютюшкин в родное депо. Отказался от льгот и высоких постов и стал снова водить поезда по привычному маршруту Знаменка-Помошная. Прожил он почти до 80 лет и оставил о себе добрую память.

П.Подольский
"Ведомости", 3.11.1995