Резонансное
мероприятие культурной жизни Кировоградщины –
«Светловодский пленэр», организованный галереей
«Елисаветград», – уже стало историей. В течение
двух недель восхищали светловодчан и
восхищались местными пейзажами художники из
Одессы. Но не только одесситы были в этом
творческом десанте.
Справка
«УЦ». Василий Иванович Мирошниченко –
художник, заслуженный деятель искусств Украины,
председатель Днепропетровской областной
организации Национального союза художников
Украины. С 1979 года он является постоянным
участником областных, республиканских,
всесоюзных и международных выставок. С 1987 года –
член Союза художников СССР. Его пейзажи,
созданные в процессе работы в творческих группах
пленэрной живописи, экспонировались на
персональных выставках в Старгарде (Польша),
Киеве, Днепропетровске, Никополе. Полотна
Мирошниченко хранятся в музеях и частных
коллекциях Украины и зарубежья.
Василий Мирошниченко с супругой приехал из
Днепропетровска. Для него это была своеобразная
разведка, ведь следующий пленэр будет
организован для художников из города на Днепре.
Василий Иванович в перерыве между написанием
полотен дал эксклюзивное интервью для «УЦ».
Говорили не только и не столько о живописи, как о
жизни. Хотя для художников живопись и есть
жизнь…
– Василий Иванович, какова сегодня роль
творческих союзов? Насколько важно для художника
состоять в союзе художников?
– Можно просто писать и не быть членом союза, а
можно в нем состоять. Хочу сказать, что на
сегодняшний день это возможность для художника
каким-то образом самореализоваться при помощи
коллег, друзей. Это в некотором роде профсоюз, и
он был задуман для отстаивания целей и желаний. А
их достаточно много, начиная с бытового уровня,
содержания и оплаты мастерских. В советское
время министерство культуры и дирекция выставок
закупали работы по достаточно приличным ценам, а
сегодня государство не выделяет деньги на
закупки.
Я двенадцать лет являюсь председателем
областного союза художников, и уже лет
пятнадцать работы для музеев вообще не
закупаются. И это трагедия как для художников,
так и для государства. Микеланджело знают все, а
кто в его времена был Папой и руководил
государством, знают единицы. Искусство – зеркало
истории, и оно отображает время, в котором живет
тот или иной художник. Виктор Пинчук, будучи
днепропетровским, приватизировав местные заводы,
организовал собственный центр в Киеве и отдает
свои средства на показ каких-то иностранных
мощей замороженных животных. Я считаю, что это
диверсия в отношении страны, культуры, традиций.
Можно ли художнику жить без союза художников?
Наверное, можно. Но у него должен быть агент, и он
сам должен быть агентом. Ведь союз художников –
неприбыльная организация, она не занимается
реализацией работ. В свое время была система
художественного фонда, которая занималась
реализацией произведений в художественных
салонах, художественно-производственных
комбинатах. Но тогда был социальный заказ, была
статья расходов. Сегодня это все отсутствует.
У нас сто пятьдесят членов союза художников. Мы,
имея в пользовании помещения, которые являются
собственностью национального союза, сдаем их в
аренду и на эти средства примерно наполовину
дотируем содержание мастерских. А коммунальные
платежи для нас сделали, как для коммерческих
структур, и это очень большая проблема.
– К вам в союз стремятся вступить или вы
зазываете?
– Стремятся. Художник сразу же получает право
пользоваться мастерской. А у нас в
Днепропетровске сегодня пустуют мастерские.
Если в Киеве большая очередь, и люди ждут годами,
то мы готовы предоставить помещение сиюминутно.
У нас нет достойного высшего учебного заведения.
В университете сделали факультет
изобразительного искусства, но его уровень ниже
уровня нашего художественного училища,
выпускники которого продолжают учебу в Киеве,
Харькове и пытаются там остаться. В этом есть
определенного рода трагедия. Любому художнику
проще реализовать себя в столице с ее
количеством галерей и выставок, чем в
Днепропетровске, и тем более в Кировограде.
– Как часто в вашем городе проходят выставки? Где?
Кем они инициируются?
– У нас есть достаточно серьезные выставочные
площади. Есть большой выставочный зал. Лет десять
назад мне удалось сделать там ремонт: подвесные
потолки, замена освещения, остекление. Это
позволило проводить там не только областные
выставки. Мы учредили и проводим мероприятия
всеукраинского масштаба. Уже восьмой раз провели
всеукраинскую выставку «Чарівні барви Дніпра»,
учрежденную нашим правлением и поддержанную
городским головой. За счет городского бюджета
издаются буклеты.
Провели пять скульптурных пленэров. В некоторых
уголках города поэтапно проводилась
реконструкция. В частности, группа архитекторов
за реконструкцию набережной получила
государственную премию. Я доказал, что
иностранными светильниками или чем-то типовым
сложно удивить, и мы выполнили ряд скульптур с
привлечением серьезных художников из всей
Украины. Это народный художник Юлий Синькевич и
его сын, и наш известный Юрий Павлов, и Петр
Куценко, и Юрий Щедров. Все это вызвало большой
интерес окружающих, которые даже ночью приходили
смотреть и восторгаться скульптурами. Открытие
было приурочено ко Дню города. Поэтому без союза
художников можно обойтись, но, думаю, лучше с ним.
– Переключимся на тему Кировоградщины. Вы у нас
впервые или уже бывали?
– Когда-то в студенческие годы я был здесь
недолго – участвовал с друзьями в октябрьской
демонстрации. А так проездом из Днепропетровска
в Киев и обратно бываю в Александрии и Знаменке.
Николай Николаевич (Цуканов. – Авт.) ранее
общался с нашими художниками старшего поколения
и предложил в следующем году провести у вас
пленэр для днепропетровских художников. А в этом
году пригласил меня, чтоб я влился в коллектив, в
вашу среду. Я был на пленэрах в Тростянце, Сумах,
Одессе и в Седневе. Стараюсь не отказываться от
подобных приглашений, потому что такие
мероприятия дают возможность, абстрагировавшись
от всего, заняться только своим любимым делом. И
после этого остается что-то в мастерской. Какая-то
общественная работа и любые другие усилия
остаются незамеченными. А если ты сделал работу
– тебе есть что показать. Для меня это очень
важно и серьезно.
– Как вы оцениваете наш первый пленэр?
– Это очень серьезное событие. Я искренне верю в
то, что оно станет традиционным. Работа
оперативная, масса экскурсий, встреч, информации
– и всего две недели. Для меня как для
творческого человека это мало. Я участвовал в
пленэрах, которые длились полтора месяца. Тогда у
тебя есть время настроиться, сосредоточиться,
расписаться. А здесь все должно быть выполнено в
«десятку».
– Вы не политический аналитик, а творческий
человек. Художник по-особенному смотрит на мир,
на происходящее. Расскажите, что сейчас
происходит на Днепропетровщине? Какая там
ситуация?
– Для меня и как для гражданина, и как для
художника вполне понятно, что происходит. Я лично
считаю, что кому-то в России очень не хочется
оказаться в ситуации, в которой оказался
Янукович, поэтому искусственно инициированы
события и в Крыму, и на востоке страны. Те люди,
которые поддались на призывы, оказались в
открытом военном конфликте. Нет у них домов, и
противоположная сторона не компенсирует им ни
материальные средства, ни утерянные годы.
Что касается Днепропетровска как форпоста, я
могу сказать со стопроцентной гарантией: если бы
Днепропетровск не встретил в упор противника,
эта волна уже была бы в Киеве. Если Коломойский
при всех его достоинствах и недостатках
оплачивал сданных московских сепаратистов (люди
получали по десять тысяч долларов), то это имело
эффект. Сдать автомат Калашникова – тысяча
долларов. И люди получали за это деньги.
Мой ближайший друг записался в добровольцы, и
таких очень много. Да, русскоязычные люди
отстаивают интересы нашего государства и
каждого человека.
– Что изменилось после ухода Коломойского и его
команды?
– Я ехал с кировоградскими ребятами,
участвующими в АТО, общался с ними. Знаю, как
кировоградцы пострадали, сколько ребят погибло,
что они терпят там. Коломойский заправлял танки,
полностью обеспечивал всех мобилизованных.
Еврейская диаспора в Днепропетровске имеет
очень большой вес, а Коломойский прежде всего
гражданин Украины. Его реакция на первые шаги
Путина была высказана в прессе, и она не
подразумевала никаких компромиссов.
– Политика отражается на творчестве, на настрое
и настроении?
– Не может не отражаться. Можно писать пейзажи,
передавать красоту нашего края и этим умножать
патриотизм. Это очень просто. Я был в Тростянце,
маленьком городе, и его мэр, молодой парень,
открывая пленэр, сказал, что не все горожане
понимают, зачем организовывать такое
мероприятие за бюджетные деньги в такое сложное
время. Но они это сделали, одну работу передали в
коллекцию краеведческого музея – в счет оплаты
за проживание и питание. Вторую продали, а
средства направили на поддержку участников АТО.
Кто, как не он, прав на тысячу процентов? И, опять-таки,
не умножая любовь к своему краю, не чтя
культурные традиции и наследие, любая страна
будет обречена на погибель и самоуничтожение.
– Когда мы снова встретимся?
– С благословения Николая Николаевича, думаю,
через год на таком же пленэре. Я буду рад и
счастлив и приложу максимум усилий для того,
чтобы наши художники приехали и достойно в
творческом процессе отразили всю красоту вашего
кировоградского края. |