Неординарность
человека определяется по его отношению к,
казалось бы, обыденным вещам. Интересно
наблюдать, как он одевается, как говорит, как
работает и творит. Безусловно, неординарный
живописец Юрий Винтенко к празднованию своего
шестидесятилетия подошел соответственно.
Выставка его работ в галерее «Елисаветград»
открылась 15 апреля 2015 года, в 15 часов, 15 минут.
Накануне юбилея мы побывали в гостях у Юрия
Борисовича.
Справка
«УЦ»: Живописец Юрий Борисович Винтенко
родился 15 апреля 1955 года в Харькове. Член
Национального союза художников Украины. Окончил
Крымское художественное училище. Живет и
работает в Кировограде. Участник многих
художественных выставок. Персональные – в
Кировограде (1978, 1998, 2005). Работы хранятся в
Кировоградском областном художественном музее и
частных коллекциях в Украине и за ее пределами.
Запланированное интервью не получилось.
Художнику не нужно было задавать вопросы, он
говорил и показывал полотна (свои и отца),
фотографии, альбомы. Это был экскурс в мир
искусства, в историю семьи Винтенко. Из его
словесных этюдов сложилось живописное и
глубокое полотно.
«Для чего художники делают выставки? С одной
стороны, это прокручивание маховика советской
системы. Это сидит в подсознании: раз
приближается какая-то дата, надо организовать
выставку. Но присутствует некоторая степень
здорового цинизма. Ребятам, которые меня знают, я
говорю, чтоб не приносили цветы. Будет еще
возможность постоять возле подъезда с двумя
гвоздичками…
С другой стороны, выставка – это, конечно,
праздник, который я сам себе с помощью Николая
Николаевича Цуканова организовал. Во-первых, у
меня нет такой стены – ни дома, ни в мастерской,?–
чтоб я мог посмотреть на полсотни своих работ
одновременно. Во-вторых, дома я не смогу принять
много своих друзей, в том числе и тех, кого
несколько лет не видел. И это самые прекрасные
отношения, когда встречаешься с человеком, рад
его видеть, он тебя тоже, но вам друг от друга
ничего не надо.
Чего обычно ожидаешь от выставки? Если “за
багаторічну плідну роботу нагороджується
грамотою” – это совок. Просто постойте,
поулыбайтесь. Я рад, если хотя бы одна работа
понравилась, не оставила равнодушным. И
пожелания доброго здоровья с удовольствием
принимаю».
«Художник – это не профессия, это образ жизни.
Для кого художник рисует? А для кого человек
книгу читает? Я считаю, что хорошую жизнь прожил,
что она удалась. У меня очень хорошая семья:
родители, жена, сын, внук. Убежден, что
Елисаветграду повезло с великим художником,
каким был мой отец. Вряд ли будет еще кто-то
такого масштаба, такой величины. Но дай Бог! Жена
моя – талантливый художник, но свою жизнь она
принесла в жертву нам, трем мужикам. Моя мама
умерла рано, в 83-м году, и жена взяла на себя
заботу о моем отце, обо мне и нашем сыне. А сейчас
еще и о внуке. Она титулованный преподаватель
декоративного искусства.
Папа написал себя, маму, мою жену, нашего сына, а
меня нет. Правда, в детстве, когда я ходил в Дом
офицеров смотреть кино, там на стене висела
огромная копия картины Непринцева “Отдых после
боя”, а слева – папина картина, на которой
изображен обелиск, вечный огонь, возле которого
стоят двое деток. Один из них был нарисован с
меня».
«Я рос в такой атмосфере, что не мог не начать
писать. Я настолько всегда гордился папой… Был в
курсе всего, что происходило в его жизни. Мамина
родная сестра жила в Ленинграде, и мы туда часто
ездили. Папа водил меня в Эрмитаж и Русский музей.
То, что он смотрел, пытался мне прокомментировать,
объяснить. Когда я стал постарше, родители были в
некотором замешательстве, не знали, что со мной
делать. Учился неплохо, много читал. Год не
доучился в шестой школе, поступил в
художественную школу».
«Художники в принципе дружелюбный народ. Самые
хорошие для нас тусовки – это творческие группы.
Как это было раньше? У Союза художников СССР было
“дочернее предприятие” – художественный фонд.
Это была материальная база. Быть членом союза
художников считалось очень престижным. Они же
были и членами худфонда. В 76-м году ЦК партии
принял постановление о работе с творческой
молодежью. При союзе художников было
организовано молодежное объединение, которое
имело большие возможности. В связи с этим мне,
совершенно юному, непонятному человеку, можно
было два месяца за государственный счет жить и
работать в Доме творчества. Таких домов было
несколько. Например, Седнев в Черниговской
области. Я один из последних художников, выросших
в Седневе».
«Я практически никогда не занимался тем, что мне
неприятно. Писал, когда мне хотелось. Больше
двадцати лет я работаю с детьми, и у меня это не
вызывает неприятных эмоций. Никогда. В школе
искусств уровень общения отличается от
общеобразовательной школы. Ко мне на занятия
дети приходят после основных уроков, и мне надо
построить занятия так, чтобы им было интересно. А
им я благодарен за то, что остаюсь все время в
теме. Преподаю историю искусства, понимаю, что
надо рассказывать так, чтобы никто не дремал,
чтоб они увлекались. А для этого я ищу что-то
новое, интересное, поэтому всегда остаюсь в теме».
«У меня есть десять-пятнадцать работ, которые я
завещал семье, потому что знаю отношение моих
родных к этим работам. Вообще с написанными мной
картинами я расстаюсь легко. Я понимаю, что
работа начинает жить своей жизнью, отдельной от
меня. А если человек заплатил за нее серьезные
деньги, он ее точно не уничтожит. Значит, она
продолжит жить.
Сейчас принято говорить “его работы сохраняются
в частных коллекциях США, Японии, Европы и так
далее”. Ну приехал иностранец, купил у тебя
работу. Не надо считать, что она обогатила
частную коллекцию. Некоторые мои работы в
хороших руках, некоторые не знаю где. Иногда в
Интернете находил изображения своих картин, о
которых я уже забыл. Бывает такое».
«У каждого художника должен быть один ученик. Это
только Павел Петрович Чистяков мог бы быть
занесен в Книгу рекордов Гиннесса по количеству
гениев, которых он обучил: Серов, Левитан, Коровин,
Поленов, Врубель, Васнецов, Суриков и другие. У
нас в школе искусств с этим хорошо: дети
поступают и учатся. А как у кого дальше
складывается, где трудоустраиваются – не всегда
знаем. Был у меня ученик, который пятиклассником
уже учился в Национальной художественной
средней школе. Мой папа в 51-м году так подтолкнул
Луцкевича, вплоть до того, что дал денег на дорогу
в столицу, чтоб он там учился. Впоследствии
Луцкевич стал известным художником. Дом, в
котором он жил, не сохранился, поэтому
мемориальная доска установлена на шестой школе.
Вот так и я подтолкнул одного ребенка. Сейчас он
окончил академию, работает в направлении
монументального искусства, расписывает церкви,
соборы. Намерен продолжать образование».
«Как отец оценивал мои работы? У меня был
комплекс. В тени большого дерева – само собой.
Несколько лет у меня ушло на то, чтобы научиться
работать в худфонде. Надо было делать
оформительские работы, участвовать в выставках,
вступать в союз художников, расти. Росло уважение,
материальные преференции. И папа, и мама
беспокоились, как я буду устроен в жизни. А когда
я начал ездить с творческими группами,
развиваться, они немного успокоились. Хотя в
папином понимании я не пытался стать художником».
«Кто такой, по большому счету, художник? Это
человек, которому в произведениях удалось
создать свой мир. Вот картины моего отца называют
“мерцающими”. Я помню, зашел к нему в мастерскую
и сказал, что мне что-то не нравится по силуэту в
его работе. Он сказал, чтоб я поправил. Я с палитры
взял чистые белила, нанес и увидел, что эти белила
темнее, чем у него на холсте… Можно не читать
подпись, его картины узнаются. Это и есть стиль,
манера». |