Кирпичики нашей истории
"Украина-Центр", 02.07.2019


pub343.jpg (60713 bytes)

Все знают, что даже самая малая материальная частица состоит из каких-то кирпичиков, но и нематериальная сущность тоже состоит из своеобразных «кирпичиков», взять хотя бы нашу историю. Благодаря собранию известного коллекционера Юрия Тютюшкина в нашем случае сошлись материальное и нематериальное – настоящие кирпичи, из которых строилась история Елисаветграда.

Но, оказывается, эта часть истории абсолютно не изучена, что и подтвердила выставка, которую устроили в отделе искусств библио­теки им. Чижевского. Юрий Тютюшкин начал собирать коллекцию кирпичей в 1979 году. Основная его специализация – филокартист, он коллекционирует почтовые открытки с видами города. Захотелось увидеть здания, изображенные на старых открытках воочию: «Я брал открытку и ходил улицами. Многие дома или уже отсутствовали, или рушились. И вот в 1979 году я начал обращать внимание и на кирпичи с клеймами, как раз активно разрушали дома на набережной, потом пришел черед площади Богдана Хмельницкого». После первой выставки в 2009 году кирпичи начали поступать и от друзей, и от рабочих, которые уже знали коллекционера, причем ни разу никто не потребовал вознаграждения в виде магарыча. Надо признать, что эти реликвии в абсолютном большинстве случаев просто уничтожались, вывозились и выбрасывались. Хотя они были исключительного качества, но отличались по размерам. Это порождало неудобства и несовместимость с советскими стандартами, возможно, поэтому старые кирпичи с клеймами почти не использовались.

Клеймо – это как бы товарный знак, своеобразный знак качества, по которому можно было судить о производстве – все сразу видно и понятно. Первые фамилии, которые встретились собирателю, – Соловьев и Немировский, а вообще их огромное количество. Практически все собрание Юрия Тютюшкина, а это 250 образцов, имеет оригинальные клейма. Есть и совершенно уникальные, говорит Тютюшкин: «Вот образец кирпича. Сначала я подумал, что по сырцу пробежала собака, которая и оставила след своей лапы, но потом увидел, что таких кирпичей много, и это такое клеймо. Возможно, хозяин завода был шутником или любителем собак, а возможно это напоминание о собачьей или волчьей фамилии. Интереснейшая загадка!» Удивительно, но в собрании есть кирпичи, на которых действительно оставили свои следы какие-то кошки и собаки, в точности так, как это описано в романе П. Загребельного «Диво».

Коллекционер говорит, что его собрание кирпичей, черепицы и изразцов коллекцией называть нельзя, поскольку в коллекции каждый предмет должен быть изучен, описан и занимать свое место. Здесь этого нет, есть собрание кирпичей, которое ждет своего исследователя. Возможно, есть тематические каталоги, по которым можно что-то узнать, а знать очень хочется. Кто знает, какие тайны скрываются за цифрами и фамилиями, запечатленными на кирпичах? Здесь есть такие надписи, в том числе и буквами латинского алфавита и даже сочетания алфавитов, как Нарзан, Шамот, Лондон, Бардак, Россия, Берлин и другие, и все они требуют расшифровки.

pub344.jpg (57053 bytes)

Все знают, что даже самая малая материальная частица состоит из каких-то кирпичиков, но и нематериальная сущность тоже состоит из своеобразных «кирпичиков», взять хотя бы нашу историю. Благодаря собранию известного коллекционера Юрия Тютюшкина в нашем случае сошлись материальное и нематериальное – настоящие кирпичи, из которых строилась история Елисаветграда.

Но, оказывается, эта часть истории абсолютно не изучена, что и подтвердила выставка, которую устроили в отделе искусств библио­теки им. Чижевского. Юрий Тютюшкин начал собирать коллекцию кирпичей в 1979 году. Основная его специализация – филокартист, он коллекционирует почтовые открытки с видами города. Захотелось увидеть здания, изображенные на старых открытках воочию: «Я брал открытку и ходил улицами. Многие дома или уже отсутствовали, или рушились. И вот в 1979 году я начал обращать внимание и на кирпичи с клеймами, как раз активно разрушали дома на набережной, потом пришел черед площади Богдана Хмельницкого». После первой выставки в 2009 году кирпичи начали поступать и от друзей, и от рабочих, которые уже знали коллекционера, причем ни разу никто не потребовал вознаграждения в виде магарыча. Надо признать, что эти реликвии в абсолютном большинстве случаев просто уничтожались, вывозились и выбрасывались. Хотя они были исключительного качества, но отличались по размерам. Это порождало неудобства и несовместимость с советскими стандартами, возможно, поэтому старые кирпичи с клеймами почти не использовались.

Клеймо – это как бы товарный знак, своеобразный знак качества, по которому можно было судить о производстве – все сразу видно и понятно. Первые фамилии, которые встретились собирателю, – Соловьев и Немировский, а вообще их огромное количество. Практически все собрание Юрия Тютюшкина, а это 250 образцов, имеет оригинальные клейма. Есть и совершенно уникальные, говорит Тютюшкин: «Вот образец кирпича. Сначала я подумал, что по сырцу пробежала собака, которая и оставила след своей лапы, но потом увидел, что таких кирпичей много, и это такое клеймо. Возможно, хозяин завода был шутником или любителем собак, а возможно это напоминание о собачьей или волчьей фамилии. Интереснейшая загадка!» Удивительно, но в собрании есть кирпичи, на которых действительно оставили свои следы какие-то кошки и собаки, в точности так, как это описано в романе П. Загребельного «Диво».

Коллекционер говорит, что его собрание кирпичей, черепицы и изразцов коллекцией называть нельзя, поскольку в коллекции каждый предмет должен быть изучен, описан и занимать свое место. Здесь этого нет, есть собрание кирпичей, которое ждет своего исследователя. Возможно, есть тематические каталоги, по которым можно что-то узнать, а знать очень хочется. Кто знает, какие тайны скрываются за цифрами и фамилиями, запечатленными на кирпичах? Здесь есть такие надписи, в том числе и буквами латинского алфавита и даже сочетания алфавитов, как Нарзан, Шамот, Лондон, Бардак, Россия, Берлин и другие, и все они требуют расшифровки.