Кирпичики
нашей истории
"Украина-Центр", 02.07.2019
Все знают, что даже самая
малая материальная частица состоит из каких-то
кирпичиков, но и нематериальная сущность тоже
состоит из своеобразных «кирпичиков», взять хотя
бы нашу историю. Благодаря собранию известного
коллекционера Юрия Тютюшкина в нашем случае
сошлись материальное и нематериальное –
настоящие кирпичи, из которых строилась история
Елисаветграда.
Но, оказывается, эта часть истории абсолютно не
изучена, что и подтвердила выставка, которую
устроили в отделе искусств библиотеки им.
Чижевского. Юрий Тютюшкин начал собирать
коллекцию кирпичей в 1979 году. Основная его
специализация – филокартист, он коллекционирует
почтовые открытки с видами города. Захотелось
увидеть здания, изображенные на старых открытках
воочию: «Я брал открытку и ходил улицами. Многие
дома или уже отсутствовали, или рушились. И вот в
1979 году я начал обращать внимание и на кирпичи с
клеймами, как раз активно разрушали дома на
набережной, потом пришел черед площади Богдана
Хмельницкого». После первой выставки в 2009 году
кирпичи начали поступать и от друзей, и от
рабочих, которые уже знали коллекционера, причем
ни разу никто не потребовал вознаграждения в
виде магарыча. Надо признать, что эти реликвии в
абсолютном большинстве случаев просто
уничтожались, вывозились и выбрасывались. Хотя
они были исключительного качества, но отличались
по размерам. Это порождало неудобства и
несовместимость с советскими стандартами,
возможно, поэтому старые кирпичи с клеймами
почти не использовались.
Клеймо – это как бы товарный знак, своеобразный
знак качества, по которому можно было судить о
производстве – все сразу видно и понятно. Первые
фамилии, которые встретились собирателю, –
Соловьев и Немировский, а вообще их огромное
количество. Практически все собрание Юрия
Тютюшкина, а это 250 образцов, имеет оригинальные
клейма. Есть и совершенно уникальные, говорит
Тютюшкин: «Вот образец кирпича. Сначала я подумал,
что по сырцу пробежала собака, которая и оставила
след своей лапы, но потом увидел, что таких
кирпичей много, и это такое клеймо. Возможно,
хозяин завода был шутником или любителем собак, а
возможно это напоминание о собачьей или волчьей
фамилии. Интереснейшая загадка!» Удивительно, но
в собрании есть кирпичи, на которых
действительно оставили свои следы какие-то кошки
и собаки, в точности так, как это описано в романе
П. Загребельного «Диво».
Коллекционер говорит, что его собрание кирпичей,
черепицы и изразцов коллекцией называть нельзя,
поскольку в коллекции каждый предмет должен быть
изучен, описан и занимать свое место. Здесь этого
нет, есть собрание кирпичей, которое ждет своего
исследователя. Возможно, есть тематические
каталоги, по которым можно что-то узнать, а знать
очень хочется. Кто знает, какие тайны скрываются
за цифрами и фамилиями, запечатленными на
кирпичах? Здесь есть такие надписи, в том числе и
буквами латинского алфавита и даже сочетания
алфавитов, как Нарзан, Шамот, Лондон, Бардак,
Россия, Берлин и другие, и все они требуют
расшифровки.
Все знают, что даже самая
малая материальная частица состоит из каких-то
кирпичиков, но и нематериальная сущность тоже
состоит из своеобразных «кирпичиков», взять хотя
бы нашу историю. Благодаря собранию известного
коллекционера Юрия Тютюшкина в нашем случае
сошлись материальное и нематериальное –
настоящие кирпичи, из которых строилась история
Елисаветграда.
Но, оказывается, эта часть истории абсолютно не
изучена, что и подтвердила выставка, которую
устроили в отделе искусств библиотеки им.
Чижевского. Юрий Тютюшкин начал собирать
коллекцию кирпичей в 1979 году. Основная его
специализация – филокартист, он коллекционирует
почтовые открытки с видами города. Захотелось
увидеть здания, изображенные на старых открытках
воочию: «Я брал открытку и ходил улицами. Многие
дома или уже отсутствовали, или рушились. И вот в
1979 году я начал обращать внимание и на кирпичи с
клеймами, как раз активно разрушали дома на
набережной, потом пришел черед площади Богдана
Хмельницкого». После первой выставки в 2009 году
кирпичи начали поступать и от друзей, и от
рабочих, которые уже знали коллекционера, причем
ни разу никто не потребовал вознаграждения в
виде магарыча. Надо признать, что эти реликвии в
абсолютном большинстве случаев просто
уничтожались, вывозились и выбрасывались. Хотя
они были исключительного качества, но отличались
по размерам. Это порождало неудобства и
несовместимость с советскими стандартами,
возможно, поэтому старые кирпичи с клеймами
почти не использовались.
Клеймо – это как бы товарный знак, своеобразный
знак качества, по которому можно было судить о
производстве – все сразу видно и понятно. Первые
фамилии, которые встретились собирателю, –
Соловьев и Немировский, а вообще их огромное
количество. Практически все собрание Юрия
Тютюшкина, а это 250 образцов, имеет оригинальные
клейма. Есть и совершенно уникальные, говорит
Тютюшкин: «Вот образец кирпича. Сначала я подумал,
что по сырцу пробежала собака, которая и оставила
след своей лапы, но потом увидел, что таких
кирпичей много, и это такое клеймо. Возможно,
хозяин завода был шутником или любителем собак, а
возможно это напоминание о собачьей или волчьей
фамилии. Интереснейшая загадка!» Удивительно, но
в собрании есть кирпичи, на которых
действительно оставили свои следы какие-то кошки
и собаки, в точности так, как это описано в романе
П. Загребельного «Диво».
Коллекционер говорит, что его собрание кирпичей,
черепицы и изразцов коллекцией называть нельзя,
поскольку в коллекции каждый предмет должен быть
изучен, описан и занимать свое место. Здесь этого
нет, есть собрание кирпичей, которое ждет своего
исследователя. Возможно, есть тематические
каталоги, по которым можно что-то узнать, а знать
очень хочется. Кто знает, какие тайны скрываются
за цифрами и фамилиями, запечатленными на
кирпичах? Здесь есть такие надписи, в том числе и
буквами латинского алфавита и даже сочетания
алфавитов, как Нарзан, Шамот, Лондон, Бардак,
Россия, Берлин и другие, и все они требуют
расшифровки.
|