Ольга Степанова
Юрий Тютюшкин:
собрать все!
"Украина-Центр", 30.05.2017
Наверное, нет ни одной
местной газеты или сайта, ни одного
краеведческого издания, которые не использовали
бы фотографии и открытки из коллекции Юрия
Владимировича Тютюшкина. Увы, чаще всего их не
подписывают, а иногда авторы материалов и сами не
знают, кому принадлежит оригинал фото. Почти вся
коллекция Тютюшкина выставлена в Интернете:
любуйся, бери, пользуйся…
– Юрий Владимирович, а вам не обидно, что
материалы вашей личной коллекции как будто
принадлежат всем?
– Нет, не обидно.
Юрий Тютюшкин протягивает мне небольшую стопку
фотографий Кировограда 50-70-х годов и наблюдает за
моей реакцией. Я узнаю места, здания, спрашиваю:
«А это где?», «А это?», «А это здание еще есть?»
– Вот и я так получаю удовольствие,?- говорит он.?-
Но получать его одному неинтересно, хочется,
чтобы и другие люди наслаждались, узнавали какие-то
места. Иногда я могу ошибаться, а люди подскажут,
что это за здание, что в нем находилось и т.?п. Да и
просто приятно, что люди смотрят, что им
интересно.
Правда, бывает обидно, когда в СМИ не указывают,
что фото из моей коллекции, а я точно знаю, что это
моя фотография, и могу это доказать…
Елисаветград по обмену
– А с чего началась ваша коллекция?
– Коллекция фотографий? – уточняет Тютюшкин.?-
Еще в советские времена я собирал все: спичечные
этикетки, марки, значки, боны, монеты. Но в
девяностые годы мне, к сожалению, пришлось
большую часть коллекций продать –
обстоятельства заставили.
А что касается видов Елисаветграда, то я нашел
дома открытку «Привет из Елисаветграда», а на ней
было изображено несколько открыток с видами
города – и тогда я загорелся идеей все эти виды
собрать. Тогда еще живы были последние дворяне,
живы были елисаветградские бабушки, которые
могли рассказать о том городе, показать
фотографии, поделиться чем-то. Я научился
узнавать на улице этих людей, людей, хранящих
прошлое,?- просто подходил, знакомился, объяснял,
что ищу виды Елисаветграда. Они звали меня в
гости, показывали фотографии, ну и попутно,
конечно, я узнавал историю города.
Тогда еще жива была Ирина Михайловна Бошняк,
потомственная дворянка, которая дружила с
Тарковскими. Она мне столько рассказала! Жива
была дочь Эмиля Ароновича Бургарда, хозяина
завода сельхозмашин (здание этого завода до сих
пор сохранилось – напротив детской областной
больницы, на ул. Гоголя). Эта старушка жила совсем
недалеко от своего бывшего завода, с другой
стороны от детской больницы, на Преображенской, в
бывшем приюте Эльворти, сейчас там магазины
какие-то, аптека, а тогда бараки были. Ей было уже
под девяносто, она глухая была, крошечная такая,
сама печку топила. Она с удовольствием
расставалась с фотографиями, ей очень хотелось
оставить их кому-то, рассказать о своих предках.
Она мне даже отдала фотографию отца, которую он
ей сам подарил и подписал. Родственников у нее в
Кировограде не было, а ей не хотелось, чтобы после
ее смерти кто-то просто выбросил все это на
мусорку.
Но Елисаветград у меня собран в основном по
обмену. Я тогда работал на заводе АРЗ и часто
ездил в командировки, находил коллекционеров в
Харькове, Ленинграде, Одессе, Днепропетровске (эти
открытки ведь слали не сюда, а отсюда в другие
города). Все знали, что я ищу Елисаветград. Но
коллекционеры тогда не продавали свои открытки,
им это было неинтересно, они просили что-то в
обмен, что-то по своей теме. Я иногда поеду в
Одессу, мне там покажут елисаветградскую
открытку, дадут в руках подержать, а я потом
несколько лет ищу открытку на обмен. И наши
елисаветградские бабушки мне, конечно, очень в
этом помогали, рекомендовали меня своим друзьям,
подругам. Попутно я стал собирать фотографии
елисаветградцев, потом фотографии Кировограда.
– А сколько у вас открыток с видами
Елисаветграда? На какой-то выставке вы говорили,
что у вас есть все…
– Вы неправильно поняли.
Есть все, которые я видел. Но, наверное, где-то
есть такие, о которых я не знаю, они ведь могли
издаваться и очень небольшими тиражами. Да и
открытка с одним и тем же видом у разных
издательств может отличаться, где-то слово с
ошибкой написано, где-то изображение размыто…
А что касается количества, то я никогда не считал.
Как-то друзья на мой день рождения сделали мне
подарок – организовали выставку моих новогодних
открыток в краеведческом музее (у меня день
рождения в декабре). Тогда музей уже
отремонтировали, но залы были еще пустые. Я зашел
и сам был поражен – мои открытки заполнили весь
огромный зал (сейчас это зал Ильина). Когда они в
альбомах, то такого впечатления не производят.
– Почему люди отдают свои семейные фотографии?
– По разным причинам. Но в основном – чтобы
сохранить. Иногда люди отдают фотографии,
доставшиеся им от родителей, – они не знают, кто
или что на них изображено. А был случай, когда
меня пригласили посмотреть фотографии, я зашел
во двор, там молодой человек сидит, спрашиваю: где
живут такие-то? Он мне показал. Я зашел, смотрю
фотографии и вдруг вижу этого же молодого
человека на фото, а карточке больше ста лет! Они
говорят: «Да, это его правнук, действительно
очень похож». Говорю: «Зачем же вы отдаете эту
фотографию? Оставьте себе». А они настаивают:
«Нет, забирайте, именно этот правнук недавно
собрал большую часть старых фотографий и на
макулатуру сдал, он и эти сдаст, а у вас они
сохранятся».
А еще, наверное, люди с радостью отдают
фотографии Тютюшкину потому, что, малоинтересные
сами по себе, они приобретают смысл именно в
коллекции. Сейчас у Юрия Владимировича очень
много фотографий Кировограда шестидесятых –
восьмидесятых годов прошлого века. Наверное, в
каждой семье есть или были такие фотографии. Но
по отдельности это просто фотографии, которые
часто нам ни о чем не говорят: какие-то люди, какие-то
здания… А вот собранные вместе, разложенные по
районам, по годам, они дают представление о том,
как менялся наш город.
У Юрия Владимировича все фотографии подписаны:
иногда десятилетие (1950-е), иногда промежуток в три-четыре
года (1952-55), а иногда – точная дата. Он научился
определять, когда был сделан снимок, по каким-то
незначительным деталям: маркам автобусов на
улицах, названиям магазинов, строящимся
пятиэтажкам на заднем плане и т.?п.
Летопись рода Тютюшкиных
– А как вы относитесь к переименованию города?
– Ну как я могу относиться? – вздыхает
коллекционер.?– Как может потомственный
елисаветградец, дед, прадед, прапрадед которого
жили в Елисаветграде, к этому относиться?.. Но я
вам сейчас что-то покажу.
Юрий Владимирович достает папку, где аккуратно
по порядку разложены в файликах свидетельства о
рождении. Его прадед Фока Алексеевич Тютюшкин
родился в Елисаветграде в 1867 году, дед Семен
Фокович также в Елисаветграде в 1901-м, отец –
Владимир Семенович – уже в Зиновьевске, тетя – в
Кирово, сам Юрий Владимирович – в Кировограде.
И эта папка – пожалуй,
лучшая иллюстрация к утверждению о том, что
коллекционер – это не хобби, не увлечение, а
свойство личности и состояние души. Ведь, по сути,
такую же коллекцию могли собрать в любой местной
семье, не выходя из дома… Интересно, куда мы все
деваем свидетельства о рождении наших предков?
Сам Юрий Тютюшкин архивными изысканиями не
занимается, у него на это просто нет времени. Но
благодаря своему увлечению сотрудничает со
многими краеведами, писателями, работниками
архивов и всех просит: «Если увидите где-нибудь
фамилию Тютюшкин, скажите мне». В общем-то, и сама
фамилия очень облегчает дело. Однофамильцев ни в
Елисаветграде, ни в Кировограде не было, все
местные Тютюшкины – родственники.
Самый известный Тютюшкин у нас Семен Фокович –
машинист, Герой Соцтруда, который получил это
звание в 1943 году за заслуги в обеспечении
перевозок для фронта. На вокзале есть даже
мемориальная доска в честь него. Однако и его
отец – Фока Алексеевич – был заметной личностью
в нашем городе.
– Он работал на заводе Эльворти литейщиком,?-
рассказывает коллекционер.?- И когда я вижу
канализационные люки с надписью «Эльворти», то
всегда думаю о том, что их мог отливать мой прадед.
Есть у нас такая семейная легенда, что у Эльворти
он был на особом счету. Потому что всем рабочим
выделяли землю для строительства жилья на
Николаевке, в рабочей слободе, а ему выделили
землю на Солодкой Балке, в красивейшем месте. Дом,
красивый, кирпичный, стоял на холме, поросшем
лозой, а внизу, под холмом, была левада, протекал
Ингул.
– Дом не сохранился?
– Сохранился. Стоит. Раньше у него был адрес
Солодкая Балка, 22, а сейчас – переулок Тепличный,
7.
– А вы не хотели бы вернуться в этот дом?
– Нет. Той красоты там давно уже нет. Вместо
левады – стоянка, шумно, грязно…
А еще Фока Тютюшкин в 1942 году (!), во время
оккупации, отлил на бывшем заводе Эльворти
колокол, который каким-то чудом сохранился в
Покровской церкви на Ковалевке. Колокол этот
увидел несколько лет назад завхоз церкви Степан
Павлович Добрыйдень. То есть колокол простоял на
колокольне больше семидесяти лет, все о нем знали,
но Степан Павлович обратился к Александру
Дмитриевичу Саинсусу с просьбой помочь поднять
колокол на тавровые балки. А когда его подняли, то
смогли прочитать надпись внутри: «Стараниями
инженеров Ротаста и Воробьева мастером
Тютюшкиным отлит в сем году. 1942». Пока этим
колоколом не пользуются – его еще нужно
отреставрировать и настроить.
Рассказывая о своем прадеде, Юрий Тютюшкин
листает толстую тетрадь – здесь аккуратным
почерком записано все, что он узнал, когда, от
кого, какие архивные документы подтверждают те
или иные сведения. И я начинаю завидовать
маленькому внуку Юрия Владимировича – ему в
наследство достанется эта летопись рода, не
набранная на компьютере, не напечатанная, а
записанная от руки его дедом. Хочется думать, что
он ее сохранит, продолжит и передаст своим внукам.
Люки, пни и кирпичи
Юрий Тютюшкин, наверное, получил уже все
возможные и невозможные краеведческие награды,
собрал еще одну невольную коллекцию –
благодарностей от местных музеев,
обгосадминистрации, областного и городского
советов и т.?п. Но сейчас собирает еще несколько
коллекций.
– Сейчас меня очень интересуют виды города 50-х
годов,?– объясняет Тютюшкин.?- Двадцатые-сороковые
– еще интересней, но таких фотографий мало, а 50-е
у многих сохранились.
– Слушая вас, я думаю, может, стоит собирать и
современные фотографии?
– Конечно! Фотография – это документ, что в таком-то
году это место выглядело так. Тем более что
сегодня это просто – все могут фотографировать и
хранить фотографии в компьютере. Я никуда не
выхожу без фотоаппарата. Вот мое последнее
увлечение – пни. Вы замечали, сколько в городе
старых пней? Они очень красивые, на каждом свой
узор, они не повторяются.
Сначала это кажется чудачеством. Зачем
фотографировать пни? Но Юрий Владимирович
показывает мне фотографии, и я начинаю понимать,
что что-то в этом есть. Ведь когда Тютюшкин просил
у рабочих, разбирающих здания, старые кирпичи с
клеймами, то и им он, наверное, казался чудаком. Но
совсем по-другому выглядит огромная коллекция
елисаветградских кирпичей. Лет пятнадцать назад
он выставлял эту коллекцию, а потом и передал ее в
дар краеведческому музею. Но жители города
приносят ему интересные кирпичи до сих пор.
– Это не коллекция,?- объясняет Тютюшкин.?– Это
собрание. Я не изучал клейма, не изучал, на каких
заводах делали эти кирпичи, в какие годы, просто
собрал. Думаю, это собрание может стать
материалом для кого-то из краеведов, для того, кто
захочет изучить тему. Вот, например, лапа собаки
или волка. Сначала я думал, что это случайность –
вдавленное клеймо, как будто собака наступила на
застывающий кирпич, но как такое может быть? А
потом, когда мне попалось несколько таких
кирпичей с абсолютно идентичными лапами в разных
районах города, то стало понятно, что это клеймо.
Но какого завода? На других есть инициалы или
фамилии, названия фирм, годы. Все это можно
исследовать.
Или люки. Вы когда-нибудь приглядывались к
канализационным люкам? А в коллекции Тютюшкина
десятки фотографий разных елисаветградских и
кировоградских люков, на каждом из них свои
символы, свой узор. И ведь, чтобы собрать такую
коллекцию, не нужно специального помещения, не
нужно ничего покупать-менять, только видеть и
фотографировать.
А еще собрание пивных этикеток и крышечек
местных пивзаводов. А еще военные письма,
открытки, треугольнички. Причем у Тютюшкина есть
и письма, присланные в Кировоград во время Второй
мировой, и даже письма, присланные в Елисаветград
во время Первой мировой войны. Все это
систематизировано, аккуратно разложено по
папкам. Обе эти коллекции можно увидеть на сайте
библиотеки Чижевского.
И что самое поразительное: всем этим Юрий
Тютюшкин готов щедро делиться со всеми! Берите,
исследуйте, изучайте, публикуйте, только не
забывайте указать, что это из коллекции
Тютюшкина – ему будет приятно.
|