С
Любовичем о любви...
"Украина Центр", 19.02.2009
Так
совпало, что поводов к нашему разговору с
известным в Кировограде, Украине и далеко за ее
пределами хормейстером, дирижером и педагогом
Юрием Любовичем набралось несколько. Во-первых, в
этом году исполнилось 30 лет его хору, и в честь
юбилея 15 февраля в областной филармонии
состоялся концерт "Хоровые жемчужины мира",
во-вторых, наше интервью состоялось накануне Дня
Святого Валентина, и говорить хотелось, конечно
же, о чувствах. Ну а о чем еще беседовать с
человеком, у которого такая красноречивая
фамилия - Любович? О любви -той самой, о которой
сказано так много и так мало, о любви, наполняющей
мир красками, о любви, без которой просто
неинтересно жить, о любви к женщинам, к Родине и,
безусловно, к искусству...
В самом начале разговора он дал свое
определение любви - "Любовь - это то, что держит
мир". Сказал сразу, не раздумывая, уверенно. Он
любит, он любим, он увлечен, он счастлив. И, слушая
своего собеседника, я открывала для себя новые
грани этого непостижимого чувства. Надеемся, что
и вы, уважаемые читатели, найдете для себя те
слова и фразы, которые заставят вас по-новому
взглянуть на этого хорошо известного многим
человека.
...к женщинам
- Это одно из самых
важных составляющих любви... Моей мамы, к
сожалению, уже нет в живых, но она все время
продолжает незримо быть рядом, продолжает быть
образцом женщины. Даже будучи в преклонном
возрасте, мама сохраняла удивительную
особенность -любить всех вокруг. Это была
удивительная женщина во всех отношениях -
педагог, учитель по профессии и по призванию. Она
преподавала в школе русский язык и литературу, и
меня всегда поражало то, как ее любили ученики,
еще 1956 года выпуска. Представляете, ей было уже 80
лет, она не могла ходить, а бывшие ученики, у
которых мама даже не была классным
руководителем, постоянно приходили к ней в гости,
помнили наши семейные праздники, например, что у
нее сегодня золотая свадьба. Помню, они привезли
на капоте машины торт, потому что он из-за
размеров не помещался в машину, накрыли стол,
устроили праздник. Или выпускники встречаются
где-то на природе, но обязательно заезжают за ней
- она ходить не могла, - так ее эти уже взрослые
люди на стульчике сносили вниз и везли на берег
речки, в лес, и она в своей инвалидной коляске
веселилась с ними. В ресторан на руках
заносили...Это большой талант - делать так, чтобы
любовь к себе заложить отношением своим и
пронести ее через всю жизнь. Мама всегда всем
писала открытки. Вы знаете, я - человек довольно
известный, но, как ни загляну в почтовый ящик - он
постоянно пустой. Но в ящике мамином всегда было
полно писем.
В самом конце жизни она дала мне тетрадочку -
я вообще не знал, что она ее вела - так вот на
обложке этой тетрадочки было написано очень
грустное слово "Эпилог". И в этом
"Эпилоге" рядом с грустной поэзией были
воспоминания еще молодой женщины, когда она была
беременна мной. 1941 год - оккупация, она
комсомолка, которую посылают на "Красную
звезду", сбрасывать с крыши зажигательные
бомбы. Слава Богу, в ее дежурства не бомбили... И
здесь же - слова, в которых она трогательно
описывает свое отношение, переживания, чувства
ко мне, - еще не родившемуся мальчику. Без комка в
горле это невозможно читать. Когда я боялся
темноты, она мне читала "Беглец" Лермонтова -
о преодолении страха, трудностей... Сколько раз я
ни возвращаюсь к этой тетради, столько раз на
меня буквально накатывает ощущение безграничной
любви к ней, появляются угрызения совести, что я
мало внимания уделял... За все то, каким я стал, я
обязан маме.
* - Юрий Васильевич, а
мама одобрила вашу первую девушку?
- Ой, в таком возрасте не все маме и
рассказываешь. Что-то ей знакомые рассказывали,
где-то она меня случайно видела. Вы же сами
знаете, что мамы всегда ревнуют своих сыновей к
потенциальным невесткам. Но она всегда была
толерантной.
* - Во сколько лет вы в
первый раз влюбились по-настоящему?
- "Садиковских Любовей" я не помню. Любил
где-то начиная с 8-9 класса. И предметы воздыхания
я выбирал какие-то недостижимые. Меня прямо в
дрожь бросало, когда я подходил к этой девочке, не
помню уже, как ее звали. Писал что-то, как я берегу
это чувство, как каплю воды, которая, как ее ни
храни, все равно испаряется... Но я не был
однолюбом. Все время копировал литературных
героев, хотел казаться неординарным, чтобы
привлечь к себе внимание. Меня привлекал образ
Печорина, который говорил о женщинах, что их, как
нераспустившийся цветок, к которому влечет,
нужно сорвать и бросить на дорогу. Было и такое...
Вы знаете, первые разочарования в любви приводят
к тому, что ты привыкаешь к биению своего сердца.
Думаешь: раз эта меня отвергла, значит, и я имею
право отвергать. К тому же рано понял, что обладаю
привлекательной внешностью, в то время ходил на
престижные танцы в Дом офицеров. Поэтому можно
было назначать свидания одной на субботу, а в
воскресенье договариваться на среду уже с
другой. Огрубел немного. Душу раздирали
возрастные противоречия, я читал другие
стихотворения: "Потеряла клятва силу, потеряла
клятва власть. Поклялась и изменила..." Вот
так...
* - Как вы считаете,
измену можно простить?
- По этому поводу очень хорошо сказал Эдвард
Радзинский, когда его спрашивали, много ли женщин
у него было. Он ответил единственное: "Всегда
надо уходить так, чтобы женщина думала, что это
она вас бросила". То есть джентльменом надо
быть всегда. Простить ошибку и идти дальше.
* - Что бы вы хотели
сказать свой жене?
- Я бы, наверное, не сумел жить рядом с
нелюбимым человеком. И хотел бы поблагодарить
всех, кто сопровождал меня по жизни. Понимаете, я
человек нетерпимый, насилия над собой не приемлю.
Когда любимый человек рядом, то не важно, сейчас
великолепный день или ссора какая-то, - все равно
ты счастлив. Ты же понимаешь, что это не какой-то
глобальный конфликт, а временная размолвка. Я
поражаюсь некоторым актерам, певцам, которые
направо и налево рассказывают о своей личной
жизни. Это потаенная дверца на семи замочках. Я
считаю, что не только женщина, но и мужчина должен
быть загадкой. А когда ты все выплеснул - все, с
тобой уже неинтересно. Бывает, к сожалению, часто,
что любовь проходит. Как в стихотворении:
Еще недавно нам с тобой
Так хорошо и сладко пелось,
Но вот гляжу в лицо твое
И думаю: куда все делось?
Но память прошлое хранит,
Душа моя к тебе стремится.
Так в воздухе еще летит
Убитая в полете птица...
... к Родине
- Фридрих Горенштейн
в своем романе "Псалом" хорошо сказал, что
нет земли ни украинской, ни русской, ни польской,
ни американской. Вся земля - Господня. Поэтому Бог
или накажет, или возблагодарит зато, как вы этот
кусочек земли сумели преобразить. Как нация
смогла им распорядиться. Отношение к своей земле
складывается из образованности ее
представителей. Поэт Иосиф Бродский в своей
Нобелевской речи приводит абсолютно
замечательный пример: Гитлер совершил ужасное
преступление, когда на площадях сжигал сотни
тысяч книг. Но есть преступления и серьезней -
когда нация перестает читать. И отношение к
земле, то, что называется "патриотизм" - это
не "национальная идея", как сейчас многие
любят говорить... В Польше говорят так: "Я -
католик, я - поляк, я - патриот". Все. И если бы в
своей вере, в своем национальном самосознании
укрепился бы каждый человек, все проблемы
снялись бы сами по себе. А все эти политические
баталии - это такой кошмар! Такой цирк, когда они
признаются нам, людям, которые их выбирали, в
любви!
* - Если бы вам дали
анкету, где надо заполнить графу: вы - гражданин...
Чего?
- Мира. Космополит. Я бы поехал работать в
любую страну, где мое искусство было бы
востребовано, где его бы ценили. Но в то же время я
не могу даже представить себе, что бросил бы
Украину навсегда. Работать - пожалуйста. Жить -
нет. Мои ученики укомплектовали оркестры
Израиля, Австралии, США, и, когда они приезжают
домой, я вижу их некую ущербность. Да, у них есть
ностальгия, ведь не выбросишь то, что впиталось с
молоком матери. Но я не понимаю человека, который
говорит: "Ой, я так истосковался! Здесь такие
помидоры вкусные, не то, что в супермаркетах... Ой,
сало-то какое! А деревенская курочка!" И потом
добавляют - вдруг: "Вот въехал на машине в
Украину, а дороги-то какие ужасные. Сразу обратно
вернуться хочется". Видно, что материальное
преобладает. Курочки здесь вкуснее, овощи сочнее,
цветы пахнут, а там, оказывается, ему комфортнее,
и Родина для него перестает существовать... И это
мне абсолютно непонятно.
* - А с чего для вас
началась Родина?
- Я вспоминаю, как мы, послевоенная пацанва,
просыпаемся, я выхожу на улицу, солнце
только-только всходит, зябко, а потом припекает
солнышко. И я ложусь пузом на цементные
ступеньки, беру книгу Катаева, Рыбакова,
погружаюсь в мир этих мальчиков, переношусь в
другое измерение... Я до сих пор животом помню
тепло того цемента... Или помню, как хлеб пах. Это
была великая роскошь - иметь кусок черного хлеба
в руках, политого постным маслом и солькой
посыпанного. Потом им надо поделиться, какие-то
слова-заклинания говорить. Это особое ощущение
Родины. И то детство, которое я вижу сейчас,
намного хуже, чем-то, голодное и холодное, бедное,
которое было у меня. Оно другое. И, если бы мне
предложили поменяться, я бы ни в коем случае не
согласился. Мы же трудностей не понимали. Мы были
счастливыми! Хотя игрушками тогда были затворы
от автоматов, связки гранат, гильзы, которые
бросали в костер, слава Богу, никто не пострадал.
Мы лазали на разбомбленный аэродром, выкручивали
у самолетов циферблаты...
* - Вы не жалели, что
распался Советский Союз?
- Вы знаете, сколько тогда бензин стоил? За 1
руб 20 копеек можно было купить 30 литров! 4 копейки
- литр бензина. Конечно, мы были счастливы.
Заправился - и езжай, куда хочешь! Бутылка
минеральной воды стоила дороже! Я все время тогда
думал - какой же это парадокс. Сейчас рост цен
впечатляет. Но КАК БЫ - подчеркиваю - КАК БЫ
появилось что-то другое. Свобода слова. Писать и
говорить можно о чем угодно, но кто к этому
прислушивается? Женщинам сейчас проще -могут
купить все, что хотят, кому дешевле надо, кому
дороже... Все есть. А раньше...Приведу пример. Вот
прислали вам с Азовского моря воблы. И где-то
из-под прилавка на окраине города тебе выдали
пиво. И ты приезжаешь счастливый такой, с этим
пивом. А оно оказывается - водой... Обидно. Сегодня
же ты можешь купить спокойно и
"Черниговское", и "Старопрамен". Но
сейчас, несмотря на демократию, мне, как
руководителю, надо все время балансировать.
Прежде чем сказать слово, ты думаешь, как это
отразится на коллективе. Как ни странно, раньше я
этого не боялся. Поэтому, с какой стороны
посмотреть на эту Родину...
... к искусству
- Искусство основано
на взаимной любви. Разве можно в искусстве
существовать и думать, что это для тебя работа?
Мне очень нравится высказывание: "Искусство
живо. Живо кровью принесенных жертв".
Действительно, надо жертвовать всем, собой, чтобы
искусство жило. Я не говорю о том, когда кто-то
что-то намалевал и думает - это шедевр, или там
"Жениха хотела, вот и залетела"...
Вот я смотрю фотографии - когда мы с хором
где-то отдыхаем. Скажите, если они не любят
дирижера, они с ним поедут куда-то?
* - Жертвовать многим
приходилось?
- Всем, скажу вам так. Я по-своему строю свои
взаимоотношения с хором. Вот есть коллективы,
которые по 5 произведений "гоняют" все время.
Мы - нет. 30-летие начали праздновать в ноябре. 6
ноября сделали одну программу духовной музыки.
Потом другую - "Украинская музыка XX
столетия", теперь - "Хоровые жемчужины
мира", только здесь около 80 произведений.
Всегда сложно выбирать репертуар - концерты ведь
не могут быть безразмерными. Я все время пою в
одном отделении, потому что перерывы
расхолаживают. У меня и репетиции такие - без
перерывов. Я же, как руководитель, как дирижер -
деспот во многом. Не демократ - это точно. Когда я
выхожу из себя, тушите свет! Хотя один режиссер
когда-то сказал, что, если на одну чашу весов
поставить свой талант, а на другую - дипломатию,
еще неизвестно, что перевесит.
... Я не люблю "консервировать музыку",
записывать ее на диски. Это значит - нет живого
общения с исполнителями. И я не понимаю, когда
человек приходит на концерт, опускает голову, и,
что бы там ни происходило на сцене, он не смотрит,
а слушает. Это - ненормально, его надо выгнать из
зала. Как можно себе позволить слушать Рихтера,
но не видеть его?
Я никогда не понимал, когда поют аранжировки
всякие. Когда мы начали Баха петь, тогда поняли
все величие этой музыки. Когда наш коллектив был
в Польше, в зале, где стоит самый большой орган в
Европе, это было нечто. Звук обрушился, как
лавина, как извержение вулкана, буквально
раздавил тебя, сделал тебя ничтожеством. После
этого моя супруга сказала:
"Чтоб я эту музыку больше на баяне слушала?
Никогда. Лучше выйду из зала". Поэтому живой
звук ничего не заменит. Помню, я пел в Сопоте, в
огромнейшем зале конкурсную программу, и когда
после гробовой тишины шел мимо людей, меня чуть
на куски не разорвали, дергали за пиджак, за руки!
И когда видишь эту истерию, восторг, в который ты
привел публику, то понимаешь, что этого эффекта
никакая пластинка не даст.
* - Что для вас слава?
- Лауреат Нобелевской премии Элиас Корнетти в
книге "Массы и власть" описал дирижера. Он
говорит, что, если вы хотите понять, что такое
власть, посмотрите на дирижера на сцене. Он один -
стоит, а власть всегда изображалась в положении
стоя. Пока его нет, зрители беседуют, музыканты
разыгрываются... Появляется он - и все замирают. Он
поворачивается спиной к публике и оказывает на
нее влияние больше, чем он стоял бы лицом. У
каждого музыканта своя партия на пюпитре, свой
закон. А у дирижера - свод законов. И только по
мановению его палочки вы или начинаете играть,
или прекращаете. И благодарить себя он позволяет
только тогда, когда прервал музыку и развернулся
лицом к залу. А славу дирижер хочет одну - в виде
аплодисментов.
Беседовала Анна
Кузнецова, "УЦ" |