Ольга
Полевина
Этот непостижимый
Любович
Попытка эссе
Если
спросить рядового кировоградца, знает ли он Юрия
Любовича, ответ однозначный: а кто ж его не знает?
Но я бы не стала так категорично утверждать: чем
больше общаешься с ним - тем сильнее чувствуешь,
что не знаешь его совсем. Да что мы знаем о
современниках? И хотим ли узнать? Видим - и не
осознаем. Слышим - и не вслушиваемся…
Любович - это целая эпоха в истории
Кировограда. 24 года ( вдумайтесь в эту цифру!) был
директором музыкального училища. 27 лет -
создатель и бессменный руководитель хора,
который принес Кировограду известность как в
Украине, так и за рубежом. ( Кировоград - а где это?
- часто спрашивают его.)
Детский муниципальный хор - его
детище. Ежегодный фестиваль "Золотой Орфей"
- его идея и исполнение. Елисаветградская хоровая
академия - праздник хоровой музыки - тоже…
Этот список можно продолжать до
бесконечности. Не хочу - о Любовиче написано
столько, что нет смысла повторяться. Хочу писать
о другом - о живом человеке, а не о
человеке-памятнике…
- Ты только посмотри - какая красота!
Он сидит за компьютером и щелкает
мышью. На дисплее возникают давно знакомые мне
старинные кировоградские домики.
- Ты знаешь, где это?
Знаю. Этот дворец - здание облсуда,
этот теремок - дом-музей Осьмеркина, этот
фрагмент окна - да я сто раз проходила мимо и не
обращала внимания! Ох, неправда - обращала,
мимоходом. Но здесь и сейчас мне преподали урок
любви к родному городу.
- Наш город - у него ведь такие
традиции!
Ага. Значит - Любович-краевед.
Любович-фотограф. Таким я его еще не знала. А
фотографии чудесные! Оригинальные! Найдет же
такой ракурс, что с детства знакомый пейзаж
покажется откровением.
- А вот, смотри: как ставили колону с
ангелом. Полная хронология работ. Ни у кого нет - у
меня есть: а ведь это уже история!
Быстро мелькают кадры. Сначала -
основание памятника, потом со сказочной
быстротой растет колона и, наконец, завершение. А
ведь и правда - история! И кому еще такое придет в
голову?
Я привыкла к пренебрежительным
отзывам о Кировограде самих кировоградцев. И
"дыра", и "медвежий угол". Если кому
удается - деру дает в столицу. И счастливы, что
покинули нас с вами. Противно. А сейчас передо
мной сидит человек, который - только пожелай -
нашел бы себе место где угодно, и с огнем в глазах
рассказывает мне, коренной кировоградке, как
чудесен, как замечателен наш город, какая у него
славная история, какой был здесь уровень
культуры. И доказывает: на экране мелькают
программки концертов, газетные вырезки
столетней давности…
Любить свой город можно на словах и
- на деле. Любить на деле - значит, делать все, что
можешь, для родного города. Он может: дотягивать
теперешний Кировоград до уровня того,
давнишнего. Цитирую Ю. Дикого, профессора
Одесской музыкальной академии:
" Явления, которые происходят
сейчас в Украине и, в частности, в Кировограде - а
это фестиваль Нейгауза, дни Шимановского,
хоровые праздники, которых в таком количестве и
такого качества не имеет больше ни один город в
нашей стране, дают надежду, что высокое
музыкальное искусство не исчезнет под давлением
массовой культуры…" Цитирую потому, что ко
всему этому в значительной мере приложил руку
Юрий Любович…
… Однажды, еще студенткой, мы шли с
друзьями по улице Ленина. В открытые окна второго
этажа вырывалось пение. Оно заполняло всю улицу.
Я невольно остановилась.
- Что это?
- Это репетирует хор Любовича.
Тогда я его еще не слышала. Но этот
случай - помню.
Господи, ну что такое хор? Хоров
тогда было великое множество. В одних я сама пела,
другим аккомпанировала. Даже несколько лет у
меня был собственный хор и мы довольно успешно
выступали. Я по горло сыта была хорами, где
сопрано и альты соревновались, кто кого забьет
громкостью. Однажды, готовясь к очередному
конкурсу, мы - хорместер и я - рискнули в нашем
хоре Дома пионеров взять произведение без
сопровождения , высший пилотаж. Это была песня из
"Орлеанской девы" П. Чайковского, в
инструментальном варианте - французская песенка
из его же "Детского альбома." Как тяжело было
научить наших малышей! Из пятидесяти мы оставили
половину, которые чисто интонировали, тогда
получилось. И вот - прием программы директором
(филолог) и завучем (математик). Две песни - с
сопровождением, и, наконец, наша гордость -
Чайковский!
Сановные дамы неодобрительно
переглянулись, и директриса сказала фразу, из-за
которой я и привожу этот случай:
- И где вы откопали этого
замогильного Чайковского?!
Потом, помолчав: - Почему так мало
детей? Поют тихо. И третью песню Ольга только
даром сидит за пианино!
И тут я начинаю смеяться. Потом этот
смех мне дорого обошелся…
Зачем пишу об этом? Вот какие были
зачастую требования к хору: много народу, громко,
уверенно. Пусть фальшиво - ерунда. Лишь бы - масса!
А если еще танцевальный ансамбль пустить впереди
- вообще отлично!
Потому я прошла мимо "хора
Любовича", даже не пытаясь тогда его услышать.
Я потом, позже услышала. И это явление не имело
ничего общего со всей массой "хоров"… Это
был хор в высшем его значении, где человеческий
голос - как инструмент. Как краски для художника.
Как мрамор для скульптора. Когда человеческий
голос может быть всем: ветром, колокольным
звоном, гитарным перебором, органом. Одиноким
тоскующим человеческим голосом среди шорохов
ночи…
Он делает скупой взмах кистью - и из
ничего возникает звук. Одно дыхание - на всех. И
звук уходит в никуда. И зал молчит и слушает
тишину, а потом взрывается аплодисментами.
В репертуаре уважающего себя хора
есть произведения и с сопровождением, и без. В
хоре Любовича - все без сопровождения. Как
объяснить не музыкантам? Это - самое сложное,
самое высокое мастерство. Хор не поет
"песни" в привычном всем значении. Его
произведения - это картины, звукопись, сравнимые
с полотнами мастеров живописи…
А хористы частенько меняются! А
новеньких приходится обучать заново! Но это не
отражается на уровне исполнения! Как ему это
удается?
… Фестиваль "Золотой Орфей".
Сначала был областным. Стал - Всеукраинским.
Посмотрите фотографии - сколько огня в глазах
этих детей! Как радостно, как празднично проходят
концерты! Уже пять лет каждый год весной в
Кировоград съезжаются десятки хоровых
коллективов. Наша школа тоже готовится и
участвует. Могу подтвердить - появился стимул
работать, вырос уровень нашего хора. Ищем яркую
программу, готовим солистов. Едем выступать - и
это праздник!
… Мой ученик хотел бросить музыку:
отстал в школе, не успевал.
- Ты что? Ведь ты же - солист хора! Мы
же скоро выступаем!
Остался. Справился с проблемами.
Играет, скоро и школу закончит…
… Творчество - лестница в небо. Чем
выше поднимаешься - тем яснее видишь, что она
бесконечна…
- Хочу взять мотеты Баха. Бах - это
вершина. Его нельзя превзойти!
- У вас в программе, кажется, еще не
было Баха?
Он постоянно повышает планку. И
всегда - дотягивается. И всегда - побеждает. На
какой бы конкурс не поехал хор - всегда победа.
Всегда овации.
Что это - воля, профессионализм,
интеллект? Умение выкладываться и умение
заставить работать других? Психология
победителя? Талант?
Все вместе. Ему уже не за кем
гнаться, нечего добиваться. Все достигнуто. Каких
только регалий нет! И при всем этом - ни тени
высокомерия, чванливости, зазнайства. Значит -
истинно. Только ничтожества и карьеристы,
достигнув чего-то, становятся важными и
высокомерными…
Он может сидеть до рассвета за
компьютером, как и было при создании диска "Из
чаши бытия", посвященного Нейгаузу. И так - не
один месяц. Его увлеченность, работоспособность -
потрясающи.
- Смотри, здесь все собрано о
Нейгаузе! Автографы, афиши, программы.
Выступления! Воспоминания учеников. Живой - ты
представляешь! - Нейгауз! Ты послушай, ты такого
никогда не услышишь: Нейгауз играет Шопена!
Я слушаю и думаю о другом:
когда-нибудь кто-то так же будет собирать воедино
все существующие афиши, автографы, записи
выступлений хора Любовича. Когда-нибудь. Через
много-много лет, ибо это наша история.
Он для меня - без возраста. При всем
жизненном опыте он сохранил юношескую
способность срываться с места и мчаться, если
появляется новая идея. Не стоять за ценой, если
что-то задумал. Не считать усилий, если чего-то
нужно добиться. Загораться - новой книгой, новой
мыслью. Новым произведением. Идти вперед - и
тащить за собой всех, кто встречается на пути.
И это - когда люди много моложе его
часто заняты только своим самочувствием…
Мелочи говорят о многом. Иногда
предательская случайная фраза способна
разрушить идеальный образ, старательно
возводимый. И - наоборот. Люблю собирать мелочи:
взгляд, мимику, вырвавшееся слово. Поступок. Верю
им больше, чем трескучим фразам и прочувственным
речам.
… Когда я позвонила договориться о
встрече - он не раздумывал. И это при том, что
менее занятые люди долго искали время для
интервью.
- Когда будете готовы - позвоните
мне, - я рассчитывала на долгое ожидание.
- Да хоть сейчас! Заеду через
двадцать минут.
Он всегда такой: сказано - сделано.
Потом, вскользь - случайно вырвавшаяся фраза -
сообщает, что лежит в больнице. И нашел время
встретиться! Назовите, кто еще так умеет?
Он смеется:
- А мне все равно, что ты напишешь!
Мне реклама не нужна.
… Говорят - незаменимых нет. Врут,
не верьте. Незаменимые есть…
Он выходит на сцену, и я пытаюсь
представить, что он тоже волнуется, как и мы все.
Не могу. Он выходит так же свободно и естественно,
как в комнату. Только комната битком набита
людьми - так, ерунда, тысяча или две… Такой он
всегда - в классе, за директорским столом, на
улице. На сцене…
Что же все-таки написать о Любовиче?
Что же я знаю о нем? Коротко и не скажешь. Хочется
написать о том, что ходим рядом - и не замечаем…
Слышим - и не вслушиваемся. Видим - и не понимаем… |