Елена Ляшенко
"Золотой Орфей"

                       Тильтиль.
     Во что это ты играешь?
                            Что это за большие голубые крылья?
                    Ребёнок.
Это?.. Это для изобретения, которое
                            я сделаю на Земле...
                    Тильтиль.
Какое изобретение?..
                    Ребёнок.
     А разве ты не знаешь?..
На Земле я должен буду
изобрести Машину Счастья..
Морис Метерлинк "СИНЯЯ ПТИЦА"

    В городе N было столько парикмахерских и похоронных бюро, что казалось, будто человек рожден для того, чтобы помыться, побриться и тут же умереть.
    Эта некогда сказанная в иронично-юмористическом ключе фраза Ильфа и Петрова приобретает в наше время черты печальной реальности. Человек - цель превращается в человека-средство - маленький придаточный винтик гигантской системы Потребления. Наше бытие все больше сосредотачивается на нуждах тела. Самое досадное то, что такие установки формируются на самих высоких уровнях, теми же средствами массовой информации (четвертой формой власти), а интенсивность жизнедеятельности тех структур, которые призваны организовать пищу духовную и интеллектуальную жизнь, близка к статичности жизненных процессов, протекающих в камне.
    И вместе с тем Время родило явление своеобразного духовного сопротивления. Кочуя в омертвелой материи, как лопающиеся почки, стали оживать отдельные клетки - личности, несущие дыхание жизни, энергию движения. Их становится все больше, и они начинают оформляться в значительную движущую силу.
    Одним из таких проводников света является личность Ю.В.Любовича. Его океаническая энергия мысли, инициатива и поступки способствуют тому, что его родной город Кировоград все более приобретает черты крупного музыкально культурного центра Украины. Ю.В.Любович - директор Кировоградского музыкального училища, дирижер Кировоградского муниципального хора, искусство которого получило высокую оценку в нашей стране и за рубежом. Один из основателей и деятельных организаторов конкурса пианистов, председатель оргкомитета Всеукраинского фестиваля исполнителей на народных инструментах "Провесінь", основатель городского музея К.Шимановского и организатор международных и научных конференций и концертов, посвященных его творчеству. Ведущий телевизионных передач "Контрапункт", цель которых - раскрытие посредством диалога особенностей философии воззрений и творчества кировоградских музыкантов; один из организаторов детских филармонических программ, президент благотворительного фонда поддержки хорового искусства. И одно из последних его духовных детищ, мечта, которую он долго лелеял - организация детского хорового фестиваля-конкурса "Золотой Орфей".
    Основная идея - пропаганда хорового искусства, приобщение детей к пению, формирование представлений о мастерстве и художественном вкусе, постепенное повышение критерия требований к исполнительству, что дало бы возможность направлять столь широкие процессы хорового движения в сторону роста его профессиональных качеств, повышение профессионального уровня потенциальных абитуриентов. И все же основная идея организаторов конкурса не ограничивается сугубо профессиональными задачами. Такие события являются тем важным фоном, на котором развертывается жизнь души ребенка. А ведь каждый поступок, каждая мысль человека рождается из совокупности его предыдущего жизненного и художественного опыта.
    Конкурс проходил в трех номинациях: общеобразовательные школы, младшие и старшие классы детских музыкальных школ. В конкурсе приняли участие 24 коллектива из различных городов Кировоградской области и Украины: Днепропетровск, Николаев, Александрия, Знаменка. Возросло количество участников, приехавших из сельской местности отдельных районов Кировоградской области.
    Наиболее интересными выявились выступления Бобринецкой детской школы искусств, получившей приз за лучшее исполнение украинской песни, хорового коллектива "Лира" женской Александрийской гимназии, хора "Товарищ" Доманивской СШ № 31 (Николаевская область), хор ДМШ " 2 (приз за лучшее исполнение современного произведения) и ДМШ № 3 г.Кировограда.
    Анализ конкурса обнаружил явную динамику профессионального роста его участников. Так, если на первом конкурсе пение a capella почти не было представлено, то на этом такой вид пения был оговорен в качестве условий конкурса, намного интереснее и разнообразнее стал репертуар, улучшилась в целом чистота строя, ансамбль, рост исполнительской техники выявился в большом разнообразии технических приемов и штрихов. Уровень же исполнительства общеобразовательных школ несколько возрос по сравнению с предыдущими конкурсами. И все же это, конечно, наша общая проблема, в тех же странах Западной Европы общеобразовательные школы и гимназии являются крупными очагами хоровой культуры.
    В своём интервью представитель жюри Л.С.Новикова, недавно побывавшая в Києве на Международной весенней хоровой ассамблее детских и юношеских коллективов „Тоника", отметила: „На меня произвели огромное впечатление высокий уровень конкурсантов, стихия творчества, многообразие жанров. Мастер классы удивили тем, что арсенал технических возможностей коллективов позволял в работе почти полностью сосредотачивать внимание на художественных задачах. Хоровое искусство Украины испокон векав являлось выразителем её глубинной сути, как у итальянцев - опера, у австрийцев - симфония. Наши национальные природные таланты в области детского хорового творчества далеко не раскрыли свой потенциал. И, потому, в моей душе находит глубокий отклик подвижническая деятельность таких личностей, как Юрий Любович.
    По мнению председателя жюри Игоря Клюшниченко именно гала-концерт стал настоящей кульминацией конкурса. Концертный зал областной филармонии, вместил свыше 1000 человек.
    Без этой завершающей части конкурс превратился бы в номинальный отчет творческих коллективов. Здесь же колоколом прозвучала величественная идея служения Музыке, ее великой очищающей и объединяющей силе. Все было направлено на создание атмосферы праздника: улыбки, подарки, теплые, искренние слова.
    Отличительное свойство Юрия Любовича - умение придать любому событию особую глубину и объемность звучания. С первых же минут моего пребывания мне казалось, что я попала в иное измерение. Чудесные тексты песен и музыки, искренность детского исполнения рождало пространство одухотворенной красоты, дружелюбия, радостного удивления перед миром. Если бы люди умели сохранять это пространство любви, судьбы мира были бы иными.
В завершение концерта прозвучало произведение прибалтийского композитора И.Калныньша "Музыка". Это вылилось в настоящее славословие её величеству Музыке. Совместно с муниципальным камерным хором и камерным оркестром филармонии тысяча детей стоя, взявшись за руки, казалось, заполнят своими голосами не только зал, но вселенную. Я причащалась к какому-то таинству, на моих глазах происходило возрождение нашей коллективной души.
    "Мне кажется, сказал Юрий Васильевич, - что в этот праздник мы каждую весну кличем Синюю Птицу".
    Этот тихий зов красоты, рожденный однажды в душе человека, манит его за собой, и это уже совсем другой Человек - другой Путь.