Елена
Ляшенко
Театр Юрия Любовича
Интенсивной
конкурсная и концертная деятельность
Кировоградского камерного хора стала только в
последние годы. Это обстоятельство и вскрыло тот
факт, что коллектив имеет определённую ценность
не только в украинском, но и в европейском
контексте.
1993 год - коллектив лауреат второго
Всеукраинского конкурса им. Н.Леонтовича, 1996
-международных конкурсов В Юрмале и Одессе (в
последнем из них стал обладателем Гран-При), 1997
год - победитель на международном конкурсе в
Финляндии /г.Тампере/.
Исполнительское искусство
Кировоградского камерного хора может вызвать
какие угодно чувства, - только не равнодушие.
Двадцать лет тому назад коллектив начал своё
существование в качестве хора "Советской
песни" при городском Дворце культуры и
претерпевши ряд творческих и административных
метаморфоз, отражающих все перипетии нашего
странного времени, наконец приобрёл статус
муниципального, что означало практическую
возможность выжить.
Неизменным на протяжении всего
существования коллектива оставался его
творческий дух, а точнее дух его художественного
руководителя - заслуженного деятеля искусств
Украины Юрия Любовича, художника неординарного и
самобытного. "В мой коллектив приходят люди,
как правило сами. Некоторое время
присматриваются, вживаются, а потом или уходят,
или остаются навсегда",- рассказывает Юрий
Любович. И мне эта ситуация понятна, потому, что
остаться,- значит признать этот самый дух
Любовича и безоговорочно признать его право на
полную творческую гегемонию, настолько сильна в
этом художнике воля к трансляции собственного
"Я" в искусстве.
Известный пианист Г.Нейгауз как-то
сказал: "музыка - это не звуки, это то, что между
звуками". Можно с уверенностью констатировать:
в искусстве кировоградского хора - между зуками -
Любович. И даже не в метафизическом смысле этого
высказывания. Дирижер очень свободно обращается
с динамическими и темповыми обозначениями
нотного текста, тем самым вступая в спор не
только с современными авторами, но и с теми, кто
давно причислен к сонму святых классиков, в
трактовке произведений которых устоялись
прочные традиции. Любой поборник чисоты
авторского замысла воскликнет "Крамола!" и
будет конечно же прав. Но при всем этом бесспорно
и другое: трудно устоять против живого обаяния
его музыки.
Хор Любовича… Я бы сказала театр
Любовича. И как в театре захватывает спектакль, в
котором актеры не "играют", а "живут" на
сцене, так и на концертах Юрия Любовича увлекает
неподдельная пульсация жизни, почти физическая
осязаемость и зримость образов поэтического
текста.
Наше время - время активного поиска
художественных альтернатив, ведущих к
значительному расширению исполнительской
палитры. Так, оперный спектакль может идти в
камерном исполнении, без декораций, максимально
фокусируя внимание зрителей на внутренней
психологической драме. Отсутствие одних
компонетнов компенсируется обострением других,
заложенных в природе этого же произведения.
Исполнительский стиль Юрия Любовича
отмечен желанием вырваться за пределы
ограничений природы жанра, стремлением
привнести в звучание музыки ощущение
внутреннего видения сценического движения,
панорамной объемности звучания. Например,
фрагмент "Борода" из хоровой поэмы
"Ладога" Г.Свиридова /солист заслуженый
артист Украины В.Стратьев/ максимально рождает
ассоциации с оперной сценой, со свойственной ей
дифференциацией актерских групп. Или коронный
номер всех концертов коллектива - миниатюра
Ю.Фалика "Незнакомка" на стихи А.Блока, где
буквально видишь ее, видишь глазами Блока,
Фалика, Любовича. Автор плюс автор, плюс автор и
все трое абсолютно правы, поскольку картинка
складывается абсолютно правдоподобной.
Даже в произведениях чисто
картинно-пейзажного характера можно отметить
это своеобразие режиссёрской установки Юрия
Любовича на такой метод раскрытия содержания,
который приводил бы не к отстранённой
описательности, а порождал бы всю остроту
ощущений сиюминутности рождения образа, эффекта
"здесь" и "теперь". В музыкальных
пейзажах, таких как "Вереск" Б.Тормиса,
"Вечерней музыки" Ю.Гаврилина или хоровой
фантазии Л.Дычко "Лесные дали" привлекло
умение чётко отработать функции каждой хоровой
партии как равноценных компонентов хоровой
драматургии. Пожалуй, немногим и
профессиональным коллективам /и это отмечали все
слушатели/ так удаются педальные звучности, где
непрерывность и длительность звучания, которая
создается так называемым цепным дыханием,
рождает эффект пространственной объемности в
картинной звучности.
Для того, чтобы понять этот
театральный феномен Любовича, вскрыть некий
механизм его создающий, необходимо глубже
погрузиться в проблемы дирижера и оригинальные
пути их решения.
Что есть муниципальный хор? Участники такого
коллектива далеко не всегда имеют за своими
плечами прочную школу вокально-хорового пения. В
хоре же Ю.Любовича поют те, кто хочет петь. И вот
именно это отсутствие тех
изначально-необходимых для высокого
профессионального хорового искусства голосовых
данных с одной стороны и максималистская
устремлённость дирижера к яркому и
убедительному раскрытию образной сферы
произведения с другой, и породили своеобразие
его творческого подхода. Суть подхода сводится к
попытке создать культуру хорового пения через
примат слова, который мыслится не в
прямолинейно-речевой декламационности, а в
аппеляции ко всей многозначности семантики
слова, которая требует интонационной
насыщенности и штриховой характерности его
музыкального произнесения. Отсутствие красочно-
вокализированного распева, где дирижер может
опереться на богатство певческого материала,
компенсируется ассотивтивной емкостью,
зримостью каждого слова. Объем слова как-бы
увеличивается, а вместе с ним увеличивается
внутреннее пространство каждого исполняемого
произведения. И ты становишься соучастником
некоего театрального действа.
В тот момент, когда мы подходим к
восприятию и анализу этого явления, мы с
удивлением отмечаем определенное смещение
акцентов в исполнительских приемах. Не этой ли
необычностью исполнительского стиля и
объясняется факт парадоксального расхождения в
оценках жюри на международном конкурсе в Юрмале,
где амплитуда баллов колебалась от плюс к минус
четырнадцати, тем самым вскрывая и ценностные
ориентации членов жюри, часть из которых
ориентировалась на стереотипы, а часть на поиск,
новизну.
Для Юрия Любовича очень важно
коллективный разум и чувства своих исполнителей
привести к общему знаменателю своего
художественного виденья. В этом стремлении
императивной выразительности дирижерского
жеста часто оказывается недостаточной и он
широко использует самые разнообразные жизненные
и художественные ассациации, базирующиеся на так
близком ему философском принципе эпохи барокко:
"все во всем". Толчком для ассотивтивной
цепочки могут быть картины Эль Греко, помогающие
ощутить эмоциональный строй духовной музыки, или
картина И.Левитана "Над вечным покоем" в
работе над "Перезвонами" В.Гаврилина.
Заброшенная церквушка, погруженная в пустоту
пространства степи. Глазам видишь, а звук как-бы
угадываешь.
Можно отыграть некий фрагмент
сценически или встать на цыпочки для ощущения
эмоциональной напряженности определенного
момента.
Юрий Любович - худоджник, чья
раскованная импровизационность, способность к
внезапным худоджественно-интуитивным
прозрениям неожиданным образом сочетается с
остротой критического самоанализа. Он очень
редко доволен своей работой. Только фрагментами
и лишь в живом звучании. В записи ему все остается
глубоко чуждым. На вопрос "Часто ли Вы меняете
уже найденное в своих дирижерских трактовках?"
отвечат: "Сплошь и рядом. Сегодня я беру
каждого хориста за глотку и выдавливаю из
каждого нечеловеческое форте, а завтра меня
бросает в иную крайность. Через некоторое время и
то, и другое решение мне кажется бредом".
Титанические усилия дирижера
оказываются не напрасными. Они рождают встречний
отклик исполнителей, захваченных творческим
созиданием и забывающих о своей изначальной
некой ущербности и далеко раздвигающих границы
собственных возможностей.
В хор Любовича может прийти каждый,
но удержаться сможет лишь тот, кто способен на
контакт этого высокоинтеллектуального диалога,
способен на сотворчество. И так возникает этот
творческий результат, удивляющий слушателей. |