Елена Ляшенко
Театр Юрия Любовича

    Интенсивной конкурсная и концертная деятельность Кировоградского камерного хора стала только в последние годы. Это обстоятельство и вскрыло тот факт, что коллектив имеет определённую ценность не только в украинском, но и в европейском контексте.
    1993 год - коллектив лауреат второго Всеукраинского конкурса им. Н.Леонтовича, 1996 -международных конкурсов В Юрмале и Одессе (в последнем из них стал обладателем Гран-При), 1997 год - победитель на международном конкурсе в Финляндии /г.Тампере/.
    Исполнительское искусство Кировоградского камерного хора может вызвать какие угодно чувства, - только не равнодушие. Двадцать лет тому назад коллектив начал своё существование в качестве хора "Советской песни" при городском Дворце культуры и претерпевши ряд творческих и административных метаморфоз, отражающих все перипетии нашего странного времени, наконец приобрёл статус муниципального, что означало практическую возможность выжить.
    Неизменным на протяжении всего существования коллектива оставался его творческий дух, а точнее дух его художественного руководителя - заслуженного деятеля искусств Украины Юрия Любовича, художника неординарного и самобытного. "В мой коллектив приходят люди, как правило сами. Некоторое время присматриваются, вживаются, а потом или уходят, или остаются навсегда",- рассказывает Юрий Любович. И мне эта ситуация понятна, потому, что остаться,- значит признать этот самый дух Любовича и безоговорочно признать его право на полную творческую гегемонию, настолько сильна в этом художнике воля к трансляции собственного "Я" в искусстве.
    Известный пианист Г.Нейгауз как-то сказал: "музыка - это не звуки, это то, что между звуками". Можно с уверенностью констатировать: в искусстве кировоградского хора - между зуками - Любович. И даже не в метафизическом смысле этого высказывания. Дирижер очень свободно обращается с динамическими и темповыми обозначениями нотного текста, тем самым вступая в спор не только с современными авторами, но и с теми, кто давно причислен к сонму святых классиков, в трактовке произведений которых устоялись прочные традиции. Любой поборник чисоты авторского замысла воскликнет "Крамола!" и будет конечно же прав. Но при всем этом бесспорно и другое: трудно устоять против живого обаяния его музыки.
    Хор Любовича… Я бы сказала театр Любовича. И как в театре захватывает спектакль, в котором актеры не "играют", а "живут" на сцене, так и на концертах Юрия Любовича увлекает неподдельная пульсация жизни, почти физическая осязаемость и зримость образов поэтического текста.
    Наше время - время активного поиска художественных альтернатив, ведущих к значительному расширению исполнительской палитры. Так, оперный спектакль может идти в камерном исполнении, без декораций, максимально фокусируя внимание зрителей на внутренней психологической драме. Отсутствие одних компонетнов компенсируется обострением других, заложенных в природе этого же произведения.
    Исполнительский стиль Юрия Любовича отмечен желанием вырваться за пределы ограничений природы жанра, стремлением привнести в звучание музыки ощущение внутреннего видения сценического движения, панорамной объемности звучания. Например, фрагмент "Борода" из хоровой поэмы "Ладога" Г.Свиридова /солист заслуженый артист Украины В.Стратьев/ максимально рождает ассоциации с оперной сценой, со свойственной ей дифференциацией актерских групп. Или коронный номер всех концертов коллектива - миниатюра Ю.Фалика "Незнакомка" на стихи А.Блока, где буквально видишь ее, видишь глазами Блока, Фалика, Любовича. Автор плюс автор, плюс автор и все трое абсолютно правы, поскольку картинка складывается абсолютно правдоподобной.
    Даже в произведениях чисто картинно-пейзажного характера можно отметить это своеобразие режиссёрской установки Юрия Любовича на такой метод раскрытия содержания, который приводил бы не к отстранённой описательности, а порождал бы всю остроту ощущений сиюминутности рождения образа, эффекта "здесь" и "теперь". В музыкальных пейзажах, таких как "Вереск" Б.Тормиса, "Вечерней музыки" Ю.Гаврилина или хоровой фантазии Л.Дычко "Лесные дали" привлекло умение чётко отработать функции каждой хоровой партии как равноценных компонентов хоровой драматургии. Пожалуй, немногим и профессиональным коллективам /и это отмечали все слушатели/ так удаются педальные звучности, где непрерывность и длительность звучания, которая создается так называемым цепным дыханием, рождает эффект пространственной объемности в картинной звучности.
    Для того, чтобы понять этот театральный феномен Любовича, вскрыть некий механизм его создающий, необходимо глубже погрузиться в проблемы дирижера и оригинальные пути их решения.
Что есть муниципальный хор? Участники такого коллектива далеко не всегда имеют за своими плечами прочную школу вокально-хорового пения. В хоре же Ю.Любовича поют те, кто хочет петь. И вот именно это отсутствие тех изначально-необходимых для высокого профессионального хорового искусства голосовых данных с одной стороны и максималистская устремлённость дирижера к яркому и убедительному раскрытию образной сферы произведения с другой, и породили своеобразие его творческого подхода. Суть подхода сводится к попытке создать культуру хорового пения через примат слова, который мыслится не в прямолинейно-речевой декламационности, а в аппеляции ко всей многозначности семантики слова, которая требует интонационной насыщенности и штриховой характерности его музыкального произнесения. Отсутствие красочно- вокализированного распева, где дирижер может опереться на богатство певческого материала, компенсируется ассотивтивной емкостью, зримостью каждого слова. Объем слова как-бы увеличивается, а вместе с ним увеличивается внутреннее пространство каждого исполняемого произведения. И ты становишься соучастником некоего театрального действа.
    В тот момент, когда мы подходим к восприятию и анализу этого явления, мы с удивлением отмечаем определенное смещение акцентов в исполнительских приемах. Не этой ли необычностью исполнительского стиля и объясняется факт парадоксального расхождения в оценках жюри на международном конкурсе в Юрмале, где амплитуда баллов колебалась от плюс к минус четырнадцати, тем самым вскрывая и ценностные ориентации членов жюри, часть из которых ориентировалась на стереотипы, а часть на поиск, новизну.
    Для Юрия Любовича очень важно коллективный разум и чувства своих исполнителей привести к общему знаменателю своего художественного виденья. В этом стремлении императивной выразительности дирижерского жеста часто оказывается недостаточной и он широко использует самые разнообразные жизненные и художественные ассациации, базирующиеся на так близком ему философском принципе эпохи барокко: "все во всем". Толчком для ассотивтивной цепочки могут быть картины Эль Греко, помогающие ощутить эмоциональный строй духовной музыки, или картина И.Левитана "Над вечным покоем" в работе над "Перезвонами" В.Гаврилина. Заброшенная церквушка, погруженная в пустоту пространства степи. Глазам видишь, а звук как-бы угадываешь.
    Можно отыграть некий фрагмент сценически или встать на цыпочки для ощущения эмоциональной напряженности определенного момента.
    Юрий Любович - худоджник, чья раскованная импровизационность, способность к внезапным худоджественно-интуитивным прозрениям неожиданным образом сочетается с остротой критического самоанализа. Он очень редко доволен своей работой. Только фрагментами и лишь в живом звучании. В записи ему все остается глубоко чуждым. На вопрос "Часто ли Вы меняете уже найденное в своих дирижерских трактовках?" отвечат: "Сплошь и рядом. Сегодня я беру каждого хориста за глотку и выдавливаю из каждого нечеловеческое форте, а завтра меня бросает в иную крайность. Через некоторое время и то, и другое решение мне кажется бредом".
    Титанические усилия дирижера оказываются не напрасными. Они рождают встречний отклик исполнителей, захваченных творческим созиданием и забывающих о своей изначальной некой ущербности и далеко раздвигающих границы собственных возможностей.
     В хор Любовича может прийти каждый, но удержаться сможет лишь тот, кто способен на контакт этого высокоинтеллектуального диалога, способен на сотворчество. И так возникает этот творческий результат, удивляющий слушателей.