|
Из
ЧАШИ БЫТИЯ |
|
|
Музыка
и Генрих НЕЙГАУЗ |
Проект Юрия
Любовича и Александра Чуднова
Октябрь 2004 года |
Е. Рихтер
В 29-м классе
Почти
полвека Генрих Густавович Нейгауз обучал
искусству игры на фортепиано — в Елисаветграде,
Тбилиси, Киеве, Москве, Свердловске, снова в
Москве... Сотни учеников, тысячи многочасовых
занятий в переполненном классе. И хотя многое из
того, что Нейгауз говорил на своих уроках, он
отразил в книгах и статьях, в публичных
выступлениях, часть которых застенографирована,
еще больше, однажды прозвучав, уже не повторялось
— Генрих Густавович был импровизатором, и, как
все, в ком сочетаются глубочайшая эрудиция и
культура с творческим жаром, сам часто не только
не записывал, но и не запоминал своих блестящих
афоризмов, ярчайших сравнений, острот,
каламбуров.
Обычно на уроках
музыкального исполнительства не пишут
конспектов, не ведут сколько-нибудь
систематических записей. Пометы в нотах, две-три
фразы в записной книжке — вот все, что
фиксируется на бумаге. Однако на занятиях
Нейгауза некоторые из присутствовавших пытались
конспектировать все, что говорил Генрих
Густавович. Это было в 1960—1964 годах — последних
годах Нейгауза. Уроки проходили в 29-м классе.
Генрих Густавович чувствовал себя плохо, но
продолжал преподавать с энтузиазмом.
Записи на уроках Нейгауза вели В. В.
Немирова, М. К. Муханова, автор этих строк; может
быть, сохранились заметки и других свидетелей
этих занятий — в 29-й класс регулярно приходили не
только ученики Генриха Густавовича, но и
студенты других кафедр и специальностей,
преподаватели музыкальных школ, любители музыки.
Конечно, то, что сохранилось, — лишь крупицы. В те
времена не было видеотехники, да и звукозапись
была несовершенной, нередко микрофон просто «не
слышал» того, что говорил всегда подвижный
Генрих Густавович, обращавшийся к ученику,
сидевшему за роялем, к кому-либо из
присутствовавших, ко всей аудитории в целом.
Жесты, интонации, мимика Нейгауза подчас были не
менее выразительны, чем слова, которые он
произносил. Всего этого, увы, нет, и не может, быть
в записках и конспектах. Но без всего этого сами
по себе слова, к тому же неполные, могут
разочаровать. Поэтому нашей целью была вовсе не
максимальная полнота воспроизведения
сохранившихся записок, наоборот, казалось
целесообразным отобрать из них лишь краткие,
афористические высказывания Нейгауза,
представляющиеся интересными безотносительно к
контексту, к обстановке, в которой они
произносились. Предлагаемая подборка
высказываний Генриха Густавовича подготовлена
на основе записей В. В. Немировой и составителя.
• Самое интересное для
меня — человек. Ужасно люблю, когда настроишь
кого-нибудь на музыку.
• «В поэзии образы заменимы», —
говорили Маяковский, Пастернак. Так и в музыке.
Можно об одном и том же разно говорить. И то и
другое может быть закономерно. Надо лишь знать, о
чем говорить.
• Полезно каждый день читать
Пушкина, Чехова, писателей, чей язык лаконичен,
прост и выразителен.
• Сентиментальность возможна в
искусстве лишь в моменты стилизации, например
для изображения пастушеской идиллии, а вообще
считаю недопустимой.
• Если у пианиста нет достаточно
фантазии, пианистической техники звука, очень
полезно прибегать к сравнению с инструментами
оркестра.
• Каждый музыкант должен быть,
прежде всего, дирижером.
• Фортепианное произведение —
партитура, и нужно ее разбирать. Дирижер сам не
играет, а только «машет», а пианисту приходится
все делать.
• Аккомпанемент играть точно, как
хороший дирижер, у которого партитура в голове, а
не голова в партитуре.
• Диалектика должна быть во всем.
Большую сложность для исполнителя представляют
противоречия в различных редакциях. Есть много
редакций произведений Баха. Надо на основании
тщательного изучения дать свое толкование.
• Все редакторы пишут по-разному.
Только старые доктринеры могут утверждать, что
играть надо так, а не иначе.
***
• Во всех скерцо — любое
скерцо, даже бетховенское — считайте четыре
такта, как один, и вы не потеряете чувства ритма,
— это помогает чувствовать фразу.
• Надо учиться у С. Рихтера делать
ritardando и accelerando. Никто не скажет, что оно есть, а оно
есть.
• В каждой каденции должна быть
ясна структура: ускорение, замедление. Несмотря
на импровизационный характер структура должна
быть ясна.
• Когда над нотой указано staccato, то,
как правило, половина длительности
выдерживается, то есть вместо четверти звучит
восьмая.
• Чтобы преодолевать трудности
legato, надо следить за движениями пальцев.
• Недостаточное legato — это
отсутствие техники.
• Когда имеешь, что сказать,
необходима большая техника. Техника решает всё.
• Чем больше дарование, тем больше
техники требуется.
• Никто из больших пианистов не
сидит скрючившись. Всякая мелочь играет роль.
• Согнувшись играть как будто
легче, но это только кажется: нет разгона.
• Меня увлекают хорошие движения, а
бывает, что за прекрасными движениями и ничего
нет, души, духа не хватает.
• Сначала искать образ, потом
двигательные ощущения.
• Всякие лишние движения уродуют
музыку. Одинаковые жесты вызывают одинаковую
звучность.
***
• Когда неясна мысль,
играют то, что выходит, а не то, что нужно.
• Мы часто играем то, что выходит, а
не то, что хотим. Значит, плохо хотим.
• Композитор пишет одну сотую того,
что надо исполнять, а вы и этого не выполняете.
• Некоторые, даже способные
ученики, не понимают композиционной стороны.
Пьеса разваливается, если нет понимания формы.
• Трудно и важно реализовать в
звуках все, что глаз видит в нотах. Вспомните
роман Т. Манна «Доктор Фаустус», то место, где
музыкант входит в комнату, издали видит ноты и
говорит: «Что за гадость!»
• Шопен говорил ученикам: верьте
себе, говорите, что хорошо, будете играть лучше.
Если разозлиться, что плохо, и сыграть лучше —
это другое дело.
• Почему так играете? От
равнодушия. Вы поняли буквально, но не по
существу.
• Некоторые играют: нет истины, все
дозволено. Не люблю этой манеры. (М. Юдина играет
вместо двух forte два piano. Зачем?)
• Романтическое искусство уходит
из жизни современника. Это закономерно, это меня
не радует, но это факт.
• Чтобы быть хорошим художником,
надо воображать то, чего нет.
ГЕНРИХ НЕЙГАУЗ.
Воспоминания. Письма. Материалы.
Составитель Е. Р. Рихтер. М. “Имидж”. 1992. 366 стр.
Фото из фондов Кировоградского
краеведческого музея и музея Генриха Нейгауза.
Сopyright © Фонд
«Поддержки хорового искусства» – Кировоград, 2004 |
|